Особенности работы энергоблоков на различных режимах
Удержание блоков на нагрузке собственных нужд при сбросе
нагрузки
В результатах аварийного отключения генератора от
электрической сети нагрузка блока мгновенно снижается с текущего значения до
нагрузки собственных нужд подключенной к генератору через трансформатор собственных
нужд. Вследствие возникающего при этом небаланса вращательного момента и
момента сопротивления ротора ускоряется его вращение. Регулятор скорости,
реагируя на такое ускорение, дает команду на прикрытие регулирующих клапанов
перед ЦВД и перед ЦСД; как правило, при этом все клапаны, за исключением
первого (или первой группы клапанов), закрываются;при этом устанавливается новое равенство
моментов, но уже при некоторой увеличенной сверх номинальной частоте вращения.
Иногда случается, что клапаны не справляются с этой тонкой задачей и пропускают
пара больше, чем следует, или, как говорят, «не удерживают холостой ход»
(например, возможно зависание одного из клапанов или даже некоторых из них).
Тогда частота вращения стремительно растет (машина идет «вразнос»). При
достижении частоты вращения на 10…12% выше номинальной должен срабатывать
автомат безопасности, что приводит к закрытию стопорных клапанов перед ЦВД и
ЦСД, а также к принудительному закрытию обратных клапанов на паропроводах отборов.
В случае
несрабатывания стопорных клапанов авария может завершиться разрушением
турбоагрегата. Такой итог может явиться результатом наложения трех отказов:
отключение генератора, неудержание холостого хода, незакрытие стопорного
клапана.