Вся правда о тепле Пятница, 19.04.2024, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статьи
Главная » Статьи » Газ

Проблемы российской энергетики в начале XXI века: Сможет ли Россия выйти на мировой рынок сжиженного природного газа?

Ситуация на мировом рынке энергоресурсов показывает, что в ближайшем будущем природный газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители – нефть и уголь.

Сжиженный природный газ – перспективный энергоноситель XXI века

Начало XXI века ознаменовалось возрастающим значением в мировой энергетике природного газа, доля которого достигла одной трети в общим объеме производимой энергии. По данным зарубежных аналитиков, в ближайшем будущем газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители - нефть и уголь. К 2020г. доля природного газа в общем энергопотреблении достигнет 45-50%. Все чаще говорят, что на смену «нефтяной эпохи» наступает эпоха «метана» (природного газа). Это связано, несмотря на снижение потребления нефти из-за кризиса и рецессии экономик развитых стран, с истощением мировых запасов нефти. Так, если промышленных запасов нефти, по различным прогнозам, хватит еще примерно на 20-30 лет, то газа – более чем на 100 лет.

По рассмотренному на 20-й Мировой газовой конференции сценарию развития мировой газовой промышленности, потенциально мировое потребление природного газа должно возрасти до 4 трлн. м3 к 2030 году. При этом, если развитые страны увеличивают долю природного газа в энергобалансе по причинам экологической безопасности и диверсификации поставок, то страны на стадии индустриального развития наращивают потребление газа вследствие роста потребности растущих экономик. Сейчас в год потребляется более 2,5 трлн. кубометров природного газа, из них на долю международной торговли приходится 625-650 млрд. м3, из этого количества потребителям более 70% газа поступает по трубопроводной системе и около 27% продается в виде сжиженного природного газа – СПГ.

Однако, по мнению зарубежных экспертов, в будущем на мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ. В настоящее время сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10% в год, тогда как обычного (газопроводного), только на 2,4%. Согласно существующих прогнозов, в 2020 году доля СПГ в мировой торговле газом уже составит около 35% (в 1970 г. – 3%). В 2030 году на долю СПГ придется уже около 60% торговли природным газом, что будет соответствовать 18-20% в общем объеме потребляемого на Земном шаре природного газа.

Данный прогноз обусловлен с одной стороны, повышением эффективности сжижения природного газа и постоянным снижением себестоимости технологии сжижения, а, с другой стороны, высокая гибкость каналов поставки СПГ позволяет успешно варьировать обслуживание множества рынков. Технологии получения сжиженного газа превращают данный энергоноситель почти в такой же мобильный вид топлива, как и нефть.

По мнению многих экспертов, СПГ – более прогрессивный шаг в развитии топливной энергетике, и уже сейчас он становится частью глобального мирового рынка. СПГ используется для тех же целей, что и сетевой природный газ: получение электричества, тепловой энергии и промышленного холода, газификация населенных пунктов и промышленных объектов, создание резерва топлива для компенсации пиковых нагрузок (так называемый "пик-шейвинг"), применение в качестве моторного топлива на транспорте и сырья для химической промышленности. Широкое использование СПГ на мировых рынках обусловлено, прежде всего, тем, что, по ценам, он либо сопоставим с жидкими углеводородными видами топлива, либо дешевле их. При этом СПГ является экологически более чистым видом топлива.

К регионам с наибольшим прогнозным ростом спроса на СПГ относятся США и страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай и Южная Корея. Уже сейчас в США доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25%. По оценкам американских специалистов, в США из-за ожидаемого сокращения импорта газа из Канады общий дефицит спроса на природный газ к 2010 году может составить около 105 млрд. куб. м. Этот дефицит планируется покрыть за счет импорта СПГ. К имеющимся в настоящее время пяти терминалам по разгазированию СПГ общей мощностью 26,91 млрд. куб. м, в строительстве находится еще четыре крупных терминала общей мощностью 31,74 млрд. куб. м. Их пуск в эксплуатацию намечен на конец 2008 – начала 2009гг. Кроме того, проекты восьми новых терминалов общей мощностью 47,2 млрд. куб. м находятся на согласовании с различными ведомствами и с общественными организациями. Общая мощность терминалов по разгазированию СПГ в США может составить около 106 млрд. куб. м.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе наиболее крупным потребителем СПГ является Япония. Сейчас Япония импортирует до 85% (45 млрд. м3) природного газа в сжиженном состоянии. Однако, на ближайшую перспективу наибольший рост потребления СПГ намечается в Индии и КНР. В Индии в настоящее время работает два терминала по разгазированию СПГ общей мощностью 9,2 млрд. куб. м. В строительстве находится еще два новых терминала, и расширяется действующий терминал в Dahey. Ввод этих терминалов намечен на 2008–2009 гг., и к этому времени мощность терминалов в стране достигнет 21,6 млрд. куб. м.

В КНР в провинции Гуандунг завершено строительство и недавно пущен в эксплуатацию терминал по разгазированию СПГ мощностью 4,59 млрд. куб. м. В строительстве находятся еще три терминала на производительность 13,63 млрд. куб. м. После ввода их в эксплуатацию общая мощность терминалов в стране составит 18,22 млрд. куб. м.

В странах Западной Европы в настоящее время в эксплуатации находится 12 и в строительстве – 6 терминалов. Мощность находящихся в эксплуатации терминалов по разгазированию СПГ составляет 74,02 млрд. куб. м. Проектная же мощность строящихся терминалов – 53,81 млрд. куб. м. Общая мощность терминалов по разгазированию СПГ в Западной Европе в 2009 году составит 127,83 млрд. куб. м.

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), импорт СПГ в Европу к 2030 году увеличится в 6 раз, а общий объем потребления газа в Европе вырастет на 80 %. В общем объеме добытого в Европе газа доля СПГ вырастет с нынешних 8,6 до 27 %.



СПГ - как средство транспортировки природного газа



Сжиженный природный газ – жидкость, примерно в 2 раза более легкая, чем бензин, кипящая при атмосферном давлении и температуре - 163°C, с калорийностью 10 000 Ккал/кг. Другими словами СПГ – это охлажденный до перехода в жидкую фазу обычный природный газ, т.е. СПГ – это криогенная жидкость. Основу природного газа составляет метан, содержание которого в газопроводном природном газе составляет 97-99% по объему. Физико-химические свойства и компонентный состав СПГ соответствуют требованиям и нормам ТУ 51-03-03-85.

Сжиженный природный газ часто называют жидким метаном. В условиях хорошей тепловой изоляции СПГ может при небольшом давлении храниться длительное время, что позволяет перевозить его на дальние расстояния. При сжижении из 650 кубометров природного газа получается 1 кубометр жидкости весом около полутонны. Соответственно, одна тонна СПГ эквивалентна 1335 кубометрам газа.

Первая промышленная установка по производству жидкого метана была сооружена в 1941 г. в Кливленде (США) для покрытия суточных «пиковых» нагрузок потребления газа в зимнее время. В Советском Союзе аналогичный процесс был освоен в 1954 г., когда на Московском заводе сжижения природного газа ввели в эксплуатацию установку, рассчитанную на производство 25 тыс. тонн СПГ в год. Тогда же был успешно проведен комплекс работ по применению жидкого газа в качестве топлива в автомобильных двигателях. Однако вскоре в бывшем СССР были открыты крупные нефтяные месторождения, обеспечивающие добычу дешевой нефти, и проблема использования сжиженного газа потеряла актуальность.

Однако, мировое промышленное производство СПГ в мире началось только с середины 70-х годов прошлого века. Мировое промышленное производство СПГ в значительной степени стимулировано более экономически выгодной формой транспортировки огромного количества природного газа морским транспортом в сжиженном виде, из газодобывающих стран в страны мира, не имеющих своих энергетических ресурсов. Впервые исследования экономической целесообразности морских перевозок природного газа, в случаях, когда невозможна его транспортировка по магистральным газопроводам, была выполнена американскими и французскими фирмами в середине 60-х годов прошлого века, при выборе оптимального решения о путях транспортировки газа из Алжира в Западную Европу. Технико-экономические расчеты показали, что при годовом объеме транспорта газа до 10 млрд.м3 и расстоянии перевозки свыше 1500 км, доставка сжиженного метана в морских танкерах (с учетом расхода на сжижение и регазификацию) становится более рентабельной, чем трубопроводный транспорт со сложным переходом через Средиземное море, рис. 1.

В связи с этими расчетами, в 1964 г. в г. Арзеве (Алжир) был пущен в эксплуатацию первый крупный завод по сжижению природного газа, поставляемого в Англию и Францию. Газ с месторождений Сахары поступал по трубопроводу на завод, а далее уже в жидком виде транспортировался по морю на остров Канвей (в устье Темзы) и в Гавр. Именно с этого момента СПГ стал восприниматься в мире как один из видов мировых энергоносителей и как эффективное средство транспортировки природного газа на большие расстояния.



Экономичность транспортировки природного газа морем по сравнению с трубопроводным транспортом повышается:
- по мере увеличения дальности перевозки (по расчетам, морская перевозка СПГ на расстояние 5000 км обходится не дороже перекачки по магистральному трубопроводу на расстояние 2500 км);
- по мере увеличения полезной грузоподъемности танкеров-метановозов и повышения коэффициента загрузки этих танкеров;
- при комбинировании процесса сжижения метана с другими процессами глубокого охлаждения, обычно используемыми для получения кислорода, азота и водорода .

В технологической цепочке производства сжиженного природного газа в настоящее время за рубежом построены и эксплуатируются 49 терминалов по разгазированию СПГ мощностью 232,61 млрд. куб. м и 25 терминалов мощностью 158,13 млрд. куб. м – строятся.. С вводом последних в эксплуатацию к 2010–2011 гг. общая мощность их в мире составит 390,79 млрд. куб. м, что фактически на 40,0 млрд. куб. м превышает ожидаемые к этому времени мощности установок по сжижению природного газа.

На сегодня 12 стран экспортируют и примерно же столько импортируют этот вид топлива. Разрабатываются проекты увеличения экспорта СПГ из Омана, Канады, Австралии, Индонезии, Малайзии, Нигерии. Планируется увеличение поставок СПГ в Японию, Южную Корею, Тайвань, Индию, Китай, Грецию, США и страны Западной Европы. Так, в 2005 г. объем производства составил около 190 млрд м3, и этот газ нашел реализацию. Столь высокие наметки роста мировой торговли СПГ объясняются резким увеличением потребления энергоресурсов, а также ценой и эконогичностью природного газа, что стало особенно важным после подписания Киотского соглашения.

Немаловажным аргументом является и тот факт, что независимая транспортировка природного газа в виде СПГ позволяет уйти от возможных сложностей в переговорах по транспортным маршрутам «трубопроводных проектов». В эту технологию, по мнению ВГС, с 2000 по 2030 год будет инвестировано в общей сложности 131--306 млрд. долларов.



СПГ - технологии промышленного производства


В общем виде морская доставка газа потребителям может быть представлена следующей схемой: на побережье строится завод по сжижению газа, продукция которого поступает в хранилище. Отсюда с помощью криогенных насосов сжиженный природный газ перекачивается в танкеры-метановозы. Доставленный морским путем СПГ, поступает в терминал-хранилище, из которого, по мере надобности, подается на испарительную установку, а далее, с помощью компрессорной станции через газораспределительную сеть к потребителям.

В связи с этим технологическая цепочка СПГ состоит из трех основных этапов: первого - добыча природного газа и его сжижение; второго - транспортировка СПГ в специальных танкерах-метановозах и третьего - хранение СПГ в специальных криогенных терминалах, с последующей регазификацией, т.е. перевод СПГ в газообразное состояние для транспортирования по газопроводам до конечных потребителей (рис.3).

Самое "дорогое" в производстве СПГ – сжижение, занимает до 40% себестоимости СПГ, что вызвано необходимостью строительства завода по сжижению газа стоимостью не менее 1-1,5 млрд долл.

На сегодня в эксплуатации находится 24 установки по сжижению природного газа мощностью 220,66 млрд. куб. м, в строительстве – 17 установок мощностью 119,16 млрд. куб. м. После ввода их в эксплуатацию общая мощность установок по сжижению природного газа может составить 339,82 млрд. куб. м.

Производительность вновь вводимых установок сжижения газа возросла за последние 20 лет с 0,6 до 3 млн. тонн СПГ в год за счет применения нового более мощного оборудования, что обеспечивает снижение расхода энергии на сжижение. Ранее в промышленных условиях СПГ получали способом охлаждения и конденсации природного газа; при этом давление его выбирают в пределах P = 3,5...5,0 MПа. Для охлаждения и конденсации предусматривалось сжатие природного газа (криоагента) в компрессорах и затем резкое снижение давления в специальных устройствах, называемых дроссельными, или сжатый газ пропускали через расширительные машины – турбодетандеры, в которых газ охлаждается при его расширении на лопатках рабочего колеса.

В настоящее время на крупных установках для получения СПГ используют каскадный способ (каскад пропан-этилен-метан) или холодильный цикл на смешенном холодильном агенте с предварительным пропановым охлаждением. Наличие в смеси различных углеводородов (метан, этан, пропан, бутан и т.д.) позволило получить плавные очертания температурных кривых и довести разность температур «тепловых» и «холодных» потоков всего до нескольких градусов. В результате на 20...30% сократились энергетические затраты.

Быстрое развитие технологий производства и перевозки сжиженного природного газа привело к снижению их стоимости, которое совпало с очередным глобальным повышением цен на энергоносители (рис.4).



Как перевозится СПГ: морские танкеры-метановозы

Одним из важных элементов в системе использования СПГ как энергоносителя занимают морские танкеры-газовозы, основной функцией которых является транспортировка сжиженного природного газа от мест его производства к потребителю. Танкеры-метановозы позволяют отказаться от использования стационарных наземных и подводных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков.

Как отмечалось ранее, сжиженный природный газ является криогенной жидкостью с температурой кипения при атмосферном давлении 111 К (-162 °С), в связи с этим при его транспортировки предъявляются особые требования по изоляции криогенных емкостей.

В настоящее время мировой флот криогенных метановозов насчитывает порядка 200 танкеров. На короткие расстояния по доставке СПГ эксплуатируются, в основном, танкеры-метановозы грузоподъемностью от 45 тыс. м3 до 80 тыс. м3 СПГ. Для межконтинентального транспорта жидкого метана построен флот танкеров-метановозов с объемом резервуаров до 120-140 тыс. куб. м., что эквивалентно 70-80 млн куб. м обычного газа. Проектируются метановозы, которые могут перевозить в один рейс свыше 200 млн куб. м. газа.

На рис.5 представлена таблица с примерной стоимостью танкеров-метановозов.

Если газовоз вместимостью до 140 тыс. м3 рентабелен при транспортировке на расстояние не более 5500 км, то на расстояние до 14500 км танкер с дедвейтом 200 тыс. м3 на 20% рентабельнее, чем газовоз с дедвейтом 140 тыс. м3. При транспортировке на расстояние до 20 000 км на 25% рентабельнее танкер с вместимостью 250 тыс. м3. Стоимость производства газовозов дедвейтом до 140 тыс. м3 с 1993 г. снизилась более чем на 40%.

За весь период транспорта СПГ было совершено около 3500 рейсов, доставлено более 800 млн. тонн СПГ.

В настоящее время в мире существует несколько фирм, строящих танкеры-метановозы по различным технологиям. Танкеры постройки 80-х годов прошлого столетия японской фирмы «ИХИ» имеют вместимость 120 тыс. м3 СПГ. В этих танкерах сжиженный природный газ размещается в пяти-шести разделенных переборками автономных отсеках объемом 30-35 тыс. м3. Теплоизоляция танков с СПГ обеспечивает испаряемость на уровне 0,2-0,35% в сутки от объема. Система заправки и опорожнения рассчитаны на условия стоянки танкера в порту в течении 10-12 часов. Для обеспечения устойчивости при порожнем рейсе в наборе корпуса танкера, обычно в бортах и днище, устроены емкости для балласта – забортной воды. Иное конструктивное решение имеют танкеры немецкой фирмы «Линде». Отсеки танкера заполнены объединенными в группы горизонтальными коллекторами и установленными вплотную друг к другу цилиндрическими алюминиевыми резервуарами диаметром 3 м. Теплоизолированы не емкости, а стенки отсека. Особенности конструкции: разгрузка с помощью наддува емкостей, а также хранение несливаемого остатка сжиженного природного газа в коллекторах резервуаров. Небольшие танкеры-метановозы вместительностью до 30 тыс. м3 со сферическими танками строит норвежская фирма «Мосс Розенберг» и т.д..

Наиболее передовой технологией производства танкеров для перевозки СПГ обладает финская судостроительная компания «Квэрнер Маса-Ярдс». Этой компанией разработана новая концепция четырехтанкового судна, с внутренним диаметром танка 40,44 м. На основе данной технологии было построено 4 крупных танкера (грузоподъемностью по 135 тыс. м3 СПГ) для перевозки газа из Объединенных Арабских Эмиратов в Японию. Испарение СПГ во время транспорта составляет от 0,1 до 0,2 % в сутки от веса груза. На рис.6 представлен современный танкер-метановоз.

В настоящее время в России нет производства судов для перевозки СПГ, однако как показывают предварительные расчеты, уже в ближайшее десятилетие потребуется не менее 40 танкеров данного класса. Это обуславливает необходимость строительства и покупки танкеров-метановозов за рубежом, что приводит к существенным финансовым затратам. Так, например, Совместное предприятие ОАО «Совкомфлот» и японской судовладельческой компании N.Y.K. объявило об успешном завершении переговоров и подписании 8 декабря 2005 года в Лондоне кредитного соглашения на сумму 320 млн. долл. США с Mizuho Bank. Кредит, предоставленный на 12 лет, будет использован для финансирования приобретения двух судов-газовозов (LNG), заказанных в рамках проекта Сахалин-2. Всего в портфеле заказов компании «Совкомфлот», крупнейшего российского судовладельца, четыре судна-газовоза (LNG) грузовместимостью около 145 тыс. куб.м. каждый, в том числе два ледового класса.

ОАО "Газпром" намерено задействовать 15 крупных танкеров для перевозки 15 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год из Мурманска в Северную Америку. Эта задача является темой переговоров между "Газпромом" и японскими Mitsui OSK Lines Ltd. и Itochu Corp., которые намерены совместно разработать проект экспорта СПГ из Мурманска, где будет построен завод по производству сжиженного газа в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Многолетний опыт использования зарубежного танкерного флота СПГ показали его безопасность и надежность эксплуатации.



Зачем России СПГ ?



В последние годы в России ведется активное обсуждение проектов, связанных с производством и транспортировкой сжиженного природного газа. Однако, мировой опыт промышленного производства СПГ показывает, что создание полной инфраструктуры СПГ – это очень дорогостоящие проекты: требуется строительство заводов, терминалов, танкеры и т.д. Срок окупаемости таких проектов может превышать 10-15 лет. Более того, никто не гарантирует стабильность цен на газ и высокую рентабельность. Объективно, в настоящее время торговлю СПГ развивают страны, занимающее невыгодное географическое положение с точки зрения экспорта газа по трубам. А Россия, в отличие от этих стран, имеет развитую наземную трубопроводную систему, обеспечивающую доставку природного газа всем странам Европы и Китая. Невольно возникает вопрос: а стоит ли России вообще заниматься производством и торговлей СПГ?

На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, выход России на рынок СПГ имеет политический подтекст. Недавний конфликт между Россией Эстонией и Польшей вокруг возможного маршрута строящегося североевропейского экспортного газопровода через Балтийское море, а также неурегулированность российско-украинских газовых отношений в очередной раз указывают на то, что нефтегазовая тема стала одним из наиболее действенных инструментов ведения внешне-европейской политики в XXI веке.

Во-вторых, в XXI веке все основные российские газовые месторождения будут располагаться в неблагоприятных для строительства газопроводов районах (Баренцевое море, шельф Карского моря, остров Сахалин и т.д.), что обуславливает необходимость строительства ряда крупных заводов по производству СПГ в местах перспективных месторождений. Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России, поскольку крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны с использованием потенциала континентального шельфа.

В-третьих, на мировом газовом рынке в ближайшее время могут произойти серьезные изменения. В настоящее время явно нарастает стремление производителей газа к консолидации и объединению для совместных действий и координации цен. На повестке дня вопрос о возможном создании «газового ОПЕКа», основной задачей которого будет усиление влияния на рынках газа и расширение возможностей для политического нажима на покупателей в США, Европе и Азии. Пока мировой газовый рынок фактически поделен на региональные сегменты - североамериканский, европейский, азиатский, южноамериканский, и объединение этих сегментов возможно только через СПГ. Это понимают все производители газа. Согласно докладу компании PricewaterhouseCoopers, посвященному перспективам мирового рынка природного газа, к 2020 г. доля газа, поступающего потребителям в виде СПГ, составит более 65% всего торгового оборота.

Таким образом, России, как крупнейшему экспортеру сетевого газа, для диверсификации своих газовых маршрутов, участия в формировании глобального газового рынка и выхода на новые, ранее недоступные для нее по географическим причинам ниши (Атлантическое побережье Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона) необходимо срочно занять такую же позицию в мировой торговле СПГ.



Сможет ли Россия выйти на рынок СПГ?

Но России будет не просто войти на внешний рынок СПГ. Если мировая газовая промышленность уже с 1964 года применяет криогенную технику, то на этом фоне достижения России в области производства и использования СПГ выглядят, мягко говоря, очень скромно, хотя запасы природного газа в России составляют более 32 % мировых. В настоящее время мировой рынок производителей СПГ уже сложился и делится между странами Южной Азии, Африки, Среднего Востока, Австралии и Америки. Так, азиатские страны (Индонезия, Малайзия, Бруней) производят более 44% мирового экспорта СПГ. В общем производстве Африка (Алжир и др.) занимает второе место (25%) в мире, далее – страны Среднего Востока - 21%, Австралия - 6% и Америка - 4%.

Первые попытки выхода на рынок СПГ Россия предприняла в 2004 году. Причем очень своеобразным способом. ОАО «Газпром» меняет свой трубопроводный газ на сжиженный, осуществляя разовые сделки на свободном рынке. Затем топливо поставляется танкерами в США, Великобританию, Южную Корею и Японию. Общий объем продаж СПГ ОАО «Газпрома» с 2004 года составил около 1 млрд куб. м.

В настоящее время ОАО «Газпром» рассматривает возможности разработки Штокмановского месторождения и строительства на Ямале мощностей по сжижению газа. Но реализация проектов постоянно тормозилась из-за отсутствия собственных технологий и опыта сжижения природного газа, необходимости крупных инвестиций и надежных партнеров.

Первым в арктических морях планируется разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северо-востоку от Мурманска, на глубине около 350 метров. Запасы месторождения оцениваются в 3,2 трлн. куб. м газа и 31 млн. тонн конденсата. Месторождение готовится к освоению с учетом последующей реализации сжиженного природного газа в США и, возможно, в Европу. Для этих целей ОАО "Газпром" намерен построить в Мурманской области завод по производству СПГ. Для добычи углеводородов на месторождении будут установлены три ледостойкие плавучие платформы. Пуск месторождения в эксплуатацию ожидается во второй половине первого десятилетия этого века, вначале - на уровне 22,5 млрд.м3/год с последующим наращиванием добычи до устойчивого показателя 90 млрд.м3/год. Общая стоимость проекта для полной разработки месторождения составляет 25-30 млрд. долл. США, при финансировании эксплуатационных расходов в размере 700 млн. долл. США в год.

С производством СПГ связана и разработка одного из наиболее перспективных газовых месторождений Ямальского полуострова, расположенного в районе Харасавэя. По оценкам, запасов месторождения достаточно для добычи 30 млрд.м3 газа в год на протяжении более 30 лет. При освоении месторождения экономически целесообразнее транспортировать добытый газ не по газопроводам, а вывозить морским транспортом в виде СПГ в Западную Европу, поскольку месторождение находится на побережье Карского моря, причем треть его приходится на шельф. Для этих целей предполагается построить завод и морской терминал, которые могли бы обслуживать 20-25 криогенных морских метановозов грузовместимостью по 125 - 135 тыс. м3. Ориентировочно, проект оценивается в сумму не менее 18-24 млрд. долл. США (стоимость одной линии по сжижению природного газа производительностью 6 млн. т. СПГ в год по мировым ценам обходится примерно в 3 млрд. долл. США).

Перспективным считается также добыча газа на шельфе Сахалина по проектам международных консорциумов. В качестве основного варианта транспортировки природного газа рассматривается его перевозка в виде СПГ морскими судами-метановозами в страны азиато-тихоокеанского региона (Японию, Китай, Корея и т.д.) и США.


Однако, первое промышленное производство и вступление России на рынок СПГ ожидается в 2009 году и связано с реализацией проекта "Сахалин-2". С 2001 года компанией «Сахалин Энерджи» ведется строительство завода по производству СПГ на о.Сахалин. Комплекс завода будет включать в себя две технологические линии производительностью 4,8 млн. тонн СПГ в год каждая, два резервуара хранения объемом по 100 тыс. м3 и один причал для отгрузки СПГ.

Готовясь к выходу на международный рынок СПГ, Россия должна помнить старую пословицу: «Чтобы не отстать от конкурентов надо бежать, а не идти, чтобы обогнать конкурентов, нужно бежать в два раза быстрее». Пока Россия только готовиться начать заниматься проектами СПГ, на рынке появляются новые все более сильные игроки. Так, недавно Иран и Индия подписали договор об условиях поставок иранского сжиженного природного газа. Стоимость договора составляет 22 млрд. долл. США, а срок действия – 25 лет. Этот договор предусматривает, что, начиная с 2009 г., Иран будет ежегодно поставлять в Индию 5 млн. т сжиженного природного газа.

По мнению зарубежных специалистов, первое место по объему производства СПГ с 2010 года будет занимать Катар. В этой стране крупнейшими нефтяными корпорациями (ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и ConocoPhillips) выделено 14 млрд. долл. на строительство пяти крупнейших установок по сжижению природного газа общей мощностью 63,86 млрд. куб. м, или более половины мощностей всех строящихся установок в мире. После ввода этих мощностей производство СПГ в Катаре достигнет 95,23 млрд. куб. м.



Заключение



СПГ и трубопроводный газ - это два совершенно разных подхода к формированию энергетической безопасности страны и выстраивания отношений в мировой энергетической системе. Существующий в России рынок трубопроводного газа в значительной степени менее конкурентный, и не такой оперативный, как СПГ. Если Россия сможет в условиях разрастающегося экономического кризиса войти на рынок СПГ, она получит доступ к гибкому, конкурентному рынку перспективного энергоносителя XXI века, который позволит обеспечить увеличение валютных поступлений в отечественную экономику.


 Николай КИРИЛЛОВ


Категория: Газ | Добавил: Vagon (31.10.2010)
Просмотров: 3001 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Книги
Друзья
Лучшие книги по сопромату S.K.O.P. Строительный портал решение задач по сопромату Наша F-1
Статистика
Яндекс цитирования
Большая библиотека теплотехника© 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz