Вся правда о тепле Четверг, 28.03.2024, 15:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статьи
Главная » Статьи » Биотопливо

Китайская система стимулирования биогазовой энергетики: уроки для России
Китай на сегодняшний день является мировым лидером по внедрению технологии производства биогаза в сельских районах. Более 31 млн китайских семей уже установили биогазовые установки в своих домах, и эта цифра продолжает стремительно расти, увеличиваясь ежегодно на несколько миллионов. Суммарный выпуск биогаза составляет 10,2 млрд м³/год (эквивалентно 13,5 млн т.у.т.), что ставит КНР на уверенное первое место в мире по этому показателю. AEnergy.ru проанализировал причины китайского феномена и убежден, что это, во многом, заслуга грамотной и сбалансированной системы государственной поддержки. Какие эффективные методы из Биогазовой программы КНР может позаимствовать для себя Россия, читайте в статье.

Первые попытки развития биогазовой энергетики Китай сделал еще в 1958 г., когда появилась программа комплексного использования биогаза для утилизации навоза и улучшения санитарных условий в селе.




Рис.1 Мао Цзэдун и первые биогазовые инициативы

Однако первые серьезные шаги китайского правительства, осознавшего выгоды от использования этого ресурса как механизма модернизации сельского хозяйства, были сделаны в середине 1970-х гг. Именно тогда в сельских районах Поднебесной стали появляться установки переработки канализационных стоков, получившие название "китайский купол”. Всего было построено более 6 млн таких установок, некоторые из них можно встретить и по сей день.

Однако первые серьезные шаги китайского правительства, осознавшего выгоды от использования этого ресурса как механизма модернизации сельского хозяйства, были сделаны в середине 1970-х гг. Именно тогда в сельских районах Поднебесной стали появляться установки переработки канализационных стоков, получившие название "китайский купол”. Всего было построено более 6 млн таких установок, некоторые из них можно встретить и по сей день.


Рис. 2 Принципиальная схема "Китайского купола”

На сегодняшний день китайский биогазовый комплекс развивается при непосредственной поддержке государства. Начиная с 2003 г., в стране действует семилетняя "Национальная программа развития сельской биогазовой энергетики” – масштабный проект, призванный увеличить число семей использующих биогаз до 40 млн. Таким образом уже через полгода 30% крестьянских хозяйств будут использовать биогазовые технологии для минимизации своих затрат на тепло, электроэнергию и удобрения. Кроме этого к 2010 г. будет построено 4000 крупных биогазовых станций, функционирующих на основе отходов животноводческих ферм, а доля сельхозпредприятий, использующих биогазовые технологии, вырастет до 52%.

Но этот проект далеко не единственный – развитие биогазовой энергетики обозначено как национальный приоритет в таких законодательных актах как "Одиннадцатый пятилетний план социально-экономического развития страны”, в Среднесрочной и Долгосрочной программах развития возобновляемой энергетики, Плане развития сельскохозяйственной биоэнергетики.

Обозначим основополагающие принципы китайской политики развития биогазовой энергетики, заложенные в вышеперечисленных документах:

• Рассмотрение биогазовой программы в более широком контексте, чем просто энергетический

Она направлена в первую очередь на реформирование традиционного уклада, создание дополнительной инфраструктуры и сглаживание диспропорций в уровне социально-экономического развития между селом и городом. Биогазовая программа – своего рода "зеленая революция” по-китайски. Например, овощи, выращенные без использования химических удобрений (которые заменяются отходами от производства биогаза), стоят в среднем на 30% дороже, как экологически чистые.
















• Комплексный подход к решению проблемы (вертикально и горизонтально диверсифицированная система управления)














Из приведенной схемы очевидно следует, что Министерство сельского хозяйства КНР, которое реализует программу, комплексно подошло к решению поставленных задач – наряду с непосредственным сооружением объектов, проводится масштабная работа по подготовке кадров и проведению НИОКР, на которые китайский бюджет тратит более 100 млн долл. ежегодно. Система поддержки направлена на проекты разных масштабов – от небольших бытовых установок до крупных комплексов на предприятиях пищевой промышленности.














• Амбициозные задачи


Китайские власти всерьез рассчитывают на биогаз как на существенный источник электроэнергии для сельских районов. Так, если к окончанию семилетнего плана суммарная мощность установок когенерации составит 5,5 ГВт, то к 2030 г. она должна увеличиться до 30 ГВт, то есть в 6 раз, что позволит полностью обеспечить деревенских жителей электроэнергией и теплом собственного производства. Ожидания китайских властей подкрепляются постоянно растущими инвестициями в отрасль.
















• Инвестиции и технологическая поддержка со стороны международных институтов

КНР активно участвует в международных программах помощи развивающимся странам, учрежденных такими организациями как ООН, Мировой Банк, Глобальная программа защиты окружающей среды (GEF), Азиатский банк развития.

Одной из таких программ является GreenVillage Credit program, учрежденная ЮНКТАД. Она предполагает выдачу льготных займов до 1500 долл. фермерам на модернизацию энергетической инфраструктуры – внедрению биогазовых установок и солнечных коллекторов. Срок действия кредитов составляет 18 месяцев, поручителями выступают из 5 до 8 соседних хозяйств и частично банк-партнер. По этой программе уже были сооружены 600 биогазовых установок.

Кроме этого действует программа Мирового Банка New Countryside and Eco-household Program суммарной стоимостью более 120 млн долл. и совместный проект Азиатского банка развития, Министерства финансов КНР и Глобальной программы защиты окружающей среды суммарной стоимостью 33 млн долл.

• Государственное субсидирование покупки оборудования



Китайское правительство предоставляет единовременные гранты в размере 1500 юаней (чуть меньше 250 долл.) на покупку и монтаж отечественного биогазового оборудования, что составляет чуть меньше половины полной стоимости установки. Таким образом, срок окупаемости такого проекта для фермера составляет всего 2 года.

Уроки для России



Согласно планам Правительства РФ, установленная мощность электрогенерирующих установок на биогазе и биомассе к 2020 г. должна вырасти в 5,5 раз по отношению к сегодняшним показателям – до 7850 МВт. Однако существенных шагов пока не предпринято: участие биогазовой энергетики в программе надбавок к цене оптового рынка затруднено в силу технологических причин – обычно электроэнергия и тепло установок когенерации используется для собственных нужд и не продается в сеть, а реальных альтернатив этой системе поддержки не предложено.

Впечатляющие успехи китайской биогазовой программы подтверждают эффективность принятого комплекса мер поддержки в КНР. Основные его критерии обозначены выше, однако, попробуем понять, какие методы и принципы этой системы могут позаимствовать страны СНГ с развивающимся рынком биогаза, в частности Россия.

Во-первых
, очевидно, что Биогазовую программу РФ должно курировать либо Министерство сельского хозяйства, либо Министерство регионального развития. Китайский опыт показал, что развитие биогазовой промышленности – не только важный энергетический проект, но и способ реформирования сельского хозяйства и развития сельской инфраструктуры, что не является профильным направлением Министерства энергетики.

Во-вторых, необходима гибкая и масштабная система поддержки, в том числе географически диверсифицированная – возможно даже составление нескольких различных программ для южных сельскохозяйственных регионов Центрального, Центрально-Черноземного, Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов; регионов, где перспективно использование древесных пеллет, – Волго-Вятского, Северного и Северо-Западного экономических районов; биогазовой программы для частного строительства и очистных сооружений.

В-третьих, необходимо, подобно КНР, ставить амбициозные, но достижимые задачи. По меткому выражению А. Дворковича, в России всегда 30% куда-то девается, так что лучше поставить сверхзадачи, чем недооценить потенциальный эффект от программ и в итоге не реализовать задуманного.

В-четвертых, пока международное сообщество воспринимает Россию в большей степени как страну БРИК, нежели полноценного участника G8, существует возможность участвовать в проектах ООН, Мирового Банка, ЕБРР, Глобальной программы защиты окружающей среды, как способ дополнительного привлечения иностранных инвестиций и технологического трансферта.

Наконец, в-пятых, необходимо создание эффективных финансовых стимулов – льготных процентов по кредитам, единовременных грантов, налоговых послаблений, в рамках законодательства РФ.

Так или иначе, если Правительство собирается достигать установленных целевых показателей, проблемой биогазовой энергетики следует всерьез заниматься на федеральном уровне, как сейчас происходит с программой развития возобновляемых источников энергии. Для всех очевидно, что проблему технологического отставания России необходимо решать, так почему бы не начать с внедрения биогазовой программы?



Артем Чуриков
Географический факультет МГУ



http://aenergy.ru/1766



Категория: Биотопливо | Добавил: Vagon (22.11.2010)
Просмотров: 1599 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Книги
Друзья
Лучшие книги по сопромату S.K.O.P. Строительный портал решение задач по сопромату Наша F-1
Статистика
Яндекс цитирования
Большая библиотека теплотехника© 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz